Понятия –
«компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали
распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и
путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям
связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в
том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в
обществе.
Сейчас уже появились крупные научно-теоретические и
научно-методические работы, в которых анализируются сущность
компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых
компетентностей, например, монография А.В. Хуторского «Дидактическая
эвристика. Теория и технология креативного обучения», книга
«Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей
школе: варианты решений», написанная группой авторов под редакцией А.Г.
Каспржака и Л.Ф. Ивановой.
Понятийный аппарат, характеризующий
смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не
менее, можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный
подход — это совокупность общих принципов определения целей
образования, отбора содержания образования, организации образовательного
процесса и оценки образовательных результатов.
К числу таких принципов относятся следующие положения: -
Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности
самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности
на основе использования социального опыта, элементом которого является и
собственный опыт учащихся. - Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. -
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании
условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения
познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных
проблем, составляющих содержание образования. - Оценка
образовательных результатов основывается на анализе уровней
образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.